Инспекция нарушила сроки проведения и оформления результатов проверки. Первое рассмотрение итогов состоялось 27 декабря 2019 года, далее проверяющие неоднократно продляли сроки. Решение налоговая вынесла только 25 мая 2022 года, затем начала процедуру принудительного взыскания: 23 сентября 2022 года направила требование об уплате недоимки, а 24 октября 2022 года вынесла решение о взыскании.
Организация из-за нарушения сроков на проверку (свыше 2 лет) оспорила решение о взыскании недоимки, а также инкассовые поручения.
Первая и апелляционная инстанции поддержали организацию: инспекция пропустила сроки взыскания. Однако кассация с их выводами не согласилась:
- срок на принудительное взыскание (2 года) нужно исчислять с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате долга;
- решение по проверке приняли 25 мая 2022 года, в силу оно вступило только 9 сентября 2022 года. Значит, сроки направления требования и решения о взыскании недоимки инспекция не нарушила.
ВС РФ обратил внимание на доводы общества:
- цель регламентации сроков взыскания налогов и проведения проверок – обеспечить правовую определенность;
- большой срок проверки можно признать недопустимым, если это приводит к избыточному применению мер налогового контроля;
- последний всегда ограничивает права налогоплательщика и его должны проводить только в пределах сроков;
- нарушение процессуальных сроков (рассмотрения материалов проверки, принятия решения по итогам и пр.) соразмерно уменьшает сроки принудительного взыскания недоимки.
Дело передали на рассмотрение в ВС РФ.
Ранее КС РФ не стал рассматривать жалобу о неконституционности положений части 1 НК РФ. Он в том числе указал: несвоевременные действия по взысканию долгов не продлевают совокупный срок принудительного взыскания.
ВС РФ уже формировал подход по вопросу продления сроков взыскания. В частности, он указывал: нарушение сроков проверки не лишает инспекцию права на взыскание, но это можно сделать в пределах 2 лет.
Комментариев нет